пятница, 11 сентября 2009 г.

Эмоции. Гордость.

Слово гордость часто употребляется вместе сочетанием слов "за себя", то есть гордятся за себя, собой, своими достижениями, своими успехами, достижением некоторых отличий. Слово "себя" напоминает мне, что эмоция как-то связана с я-концепцией, то есть концепцией себя (self-concept) по Андреасу.

Предполагаю следующее обобщение, когда появляется эмоция гордость и что это такое, говоря НЛП языком:

Эмоция гордость возникает в момент добавления примера-подтверждения в базу данных значимого для человека качества я-концепции. Именно в этот момент ощущается гордость за себя.

Это определение на мой взгляд с одной стороны включает в себя мысли о том, что другие люди в данном случае необязательны (то есть гордость можно ощущать, когда вокруг никого нет), а с другой стороны ценимое качество я-концепции это то, что отличает человека от других, вот достижение очередного примера-подтверждения, по сути добавление очередного примера в базу данных того, что человек обладает этим качеством и вызывает ощущение гордости, гордости за самого себя.

По простому говоря, испытываешь гордость за себя, когда получаешь сенсорное подтверждение принадлежности себя, например, к значимой группе людей, получаешь подтверждение, что обладаешь значимыми для тебя качествами.

Почитал высказывания про гордость. Гордость легко может переходить в тщеславие, надменность и высокомерие.

Какая же эмоция возникает, когда в базу данных качества я-концепции добавляется противоположный пример? Смирение?

Гордость, очень часто сопровождается словами тщеславие, самоуничижение, высокомерие, надменность, и это эмоции, в которые чувство гордости может судя по всему легко переходить. Когда же это происходит. По Стиву Андреасу (Трансформация Я), тщеславие, высокомерие, самоуничижение и надменность - свойственны для людей с низкой или завышенной самооценкой, то есть когда людям требуются подтверждения других людей для большей уверенности в собственных качествах. Самооценка - это обобщение относительно собственной я-концепции, то есть иной логический уровень по отношению к ней.

Комментариев нет: