четверг, 9 октября 2008 г.

Шесть слепых слонов

Перевел введение в последнюю книгу Стива Андреаса "Шесть слепых слонов" (Six Blind Elephants, Real People Press, 2006), собственно описывающую о чем эта книга.

Чему,  как вы думаете, я обязан своим развитым мозгом? Потребности  двигаться,  перемещать свое тело? Ничуть! Крыса, у которой мозг  развит  вдвое  меньше  моего,  двигается так же хорошо, как и я. Главное здесь  не необходимость что-то делать, но необходимость знать, что делаешь, чтобы не уничтожить самого себя в слепом стремлении жить.

Бернард Шоу. Человек и сверхчеловек

Каким образом, в семейной паре, жена переходит от непосредственного опыта пережаренной яичницы к выводу: «я должна развестись»? Каким образом муж перескакивает от наблюдения молчания своей жены к решению о том, что он «женился не на той женщине»?

Все мы, все время, уделяем внимание ограниченным рамкам опыта, и затем распределяем этот опыт по категориям, характеризуем его как-то, для того, чтобы создать смысл и понимание. Этот автоматический, неосознанный процесс обычно работает очень хорошо. Но, в некоторых обстоятельствах, он же может приводить нас к очень неприятным, сбивающим с толку, а порой и смертельным ловушкам. Моей основной целью в написании этой книги является понимание того, как мы делаем это, и как мы можем использовать эти понимания для изменения сопутствующего нам опыта, и/или перераспределения его по категориям таким образом, чтобы это служило нам лучшим образом.

Для примера,  жена, начиная с наблюдения «подгоревшей яичницы», может поместить своего мужа в категорию «незаботливых» и затем вспомнить все моменты в жизни, когда он не делал что-то так, как она хотела, решить что он «не любит ее» и рассматривать развод, как единственный оставшийся выбор. Но, если бы она была более осведомлена о своем муже, пока он жарил яичницу, она могла бы отметить, что он упустил контроль над готовкой, потому что в это время тщательно улаживал некоторые важные дела своих детей по телефону.

Муж, наблюдая молчание жены, мог охарактеризовать это как «безразличие», припоминая, при этом, внимательность и заботу своих давних подруг, и решить что он «женился не на той женщине». Если бы он был более внимателен к ней, он бы понял, что она очень устала в течении долгого рабочего для на работе, и нуждается в том, чтобы немного «побыть наедине с собой», перед тем, как уделить внимание ему.

Когда мы понимаем, каким образом мы неосознанно уделяем внимание некоторым частям нашего опыта, незамедлительно сортируем его по категориям, и затем реагируем на смысл этой категоризации, это открывает нам мир альтернативных возможностей и выборов. Если нам не нравится значение некоего события, мы можем изменить рамки и/или категорию, которым мы уделяем внимание, для того, чтобы изменить их смысл.

Рамки и категория взаимодействуют друг с другом несколькими способами. Изменения рамок восприятия, часто изменяет способ категоризации нашего опыта. В то время, как я писал это, моя жена попросила меня дать мне стикер для заметок, чтобы приклеить его к письму, и когда я предложил ей сиреневый листок, она сказала, что хотела бы желтый. Я охарактеризовал это как проявление «излишней  и беспричинной требовательности», полагая, что сиреневый также хорош, как и желтый, и почувствовал раздражение, пока искал желтый листок. Затем я увидел, что письмо было на ярко сиреневой бумаги, сиреневый стикер был бы совсем не виден на ней, таким образом ее просьба  о желтом была вполне обоснован! Большая рамка изменила то, к какой категории я относил ее запрос, результирующий смысл для меня, и мой ответ ей.

Категория может быть также разделена на несколько более специфичных категорий или объединена с другими в более общую характеристику, создавая «логические уровни» мышления. Часто, мы очень быстро взбираемся по этой лестнице уровней, приходя к неполезной категоризации нашего опыта.

Например, вполне возможно  Вы можете подумать о времени, когда Вы что-то делали очень хорошо, а затем заметили, что кто-то наблюдает за вашими действиями. Возможно Ваша способность продолжать ваше занятие уменьшилась, потому что вы стали обращать внимание на себя, начав характеризовать то, чем вы занимаетесь, как что-то относящееся к «представлению» или «оценке». В этом случае большая рамка создала скорее проблему, чем какое-то решение.

Если Вы вспомните последнее пререкание с вашим партнером, или с кем-то особенным для вас, и затем вспомните при этом все приятные моменты, которые вы проводили с этим человеком, эта большая группа рамок автоматически изменит Ваши ощущения, и позволит более легко и здраво общаться о различиях между Вами.

Категоризация всегда меняет рамки воспринимаемого опыта. Категория «все приятные моменты, которые вы проводили с этим человеком» привносит много разных картинок в голову, помещая пререкание в более широкую «перспективу» группы отличных опытов.

Если кто-то говорит Вам «Это интересный способ делать это», и Вы характеризуете это утверждение как «критицизм», вы будете скорее проявлять склонность к тому, чтобы чувствовать себя плохо, и далее размышлять о всех остальных неприятных переживаниях в этой категории, и чувствовать себя еще хуже. Но если Вы характеризуете это утверждение как «комплимент», вы почувствуете удовольствие, и затем будете склонны думать о происходящем в контексте других комплиментов и чувствовать себя еще более хорошо.

Эти многочисленные взаимодействия между рамками опыта и категориями могут иногда затруднять открытие отличных шагов последовательностей в том, что обычно является очень быстрым неосознанным процессом, но результат того стоит – огромное уменьшение фрустраций, беспомощности и неприятных ощущений и, соответственно, увеличение свободы, выборов и удовлетворенности.

Продолжение следует.

Комментариев нет: